Электронная подпись (ЭП, ранее — электронная цифровая подпись, ЭЦП) используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью.
Электронная подпись формируется в результате преобразования информации с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Составляющие Электронной подписи
Рутокен – это сертифицированный носитель электронной подписи, предназначенный для ее безопасного хранения.
ПО «Крипто Про» – это криптографическое программное средство, используемое для генерации электронной подписи и работы с электронной подписью.
Сертификат ключа проверки электронной подписи – это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа.
Виды электронной подписи
Простая — Подтверждает, что документ подписан определенным лицом. Порядок проверки этой подписи устанавливается нормативными правовыми актами или соглашением между участниками обмена.
Усиленная неквалифицированная — Данная подпись позволяет определить лицо, подписавшее документ, и защитить его от несанкционированного изменения. Подпись выдается УЦ и признается равнозначной собственноручной подписи.
Усиленная квалифицированная — Такая подпись выдается только аккредитованным удостоверяющим центром и является гарантом подлинности подписи. К ней прилагается квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи»
Использование электронной подписи регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сертификат ключа проверки электронной подписи содержит информацию:
- Уникальный серийный номер
- Даты начала и окончания срока действия
- ФИО владельца сертификата
- Должность владельца сертификата, название и местонахождение организации, если электронная подпись изготавливается на юридическое лицо
- Наименование и место нахождения УЦ, выдавшего сертификат
- Иные сведения в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Срок действия ЭП
- Срок действия ЭП составляет не менее 1 года.
- По истечении срока действия ЭП ее необходимо продлевать.
Кто может получить ЭП?
- юридические лица
- индивидуальные предприниматели
- физические лица
Как получить ЭП?
Сертификат ключа проверки ЭП выдается Удостоверяющим центром или его Регистрационными центрами (точками выдачи).
Функции Удостоверяющего центра
- Создает ключи, ключи проверки и сертификаты ключей проверки электронной подписи по обращению участников информационных систем с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа ЭП;
- Устанавливает сроки действия сертификатов ключей проверки электронных подписей;
- Приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также аннулирует их;
- Проверяет уникальность ключей проверки электронных подписей в реестре сертификатов;
- Осуществляет ведение реестра сертификатов ключей проверки электронных подписей, обеспечение его актуальности и возможности свободного доступа к нему участников информационных систем.
В каких случаях ЭП может работать некорректно?
- На компьютер не установлен корневой сертификат удостоверяющего центра;
- Истекла лицензия Крипто Про CSP;
- Истек срок действия электронной подписи;
- Нарушен алгоритм подписания документа;
- Несовместимость офисных пакетов;
- Были внесены изменения в подписанный документ.
При возникновении каких-либо проблем при работе с ЭП необходимо обратиться в удостоверяющий центр, который выпустил ЭП.
Сфера применения электронной подписи
- ЭП для электронных торговых площадок
- ЭП для электронного документооборота и использования на электронных ресурсах
- ЭП для предоставления отчетности в государственные органы и работы на их порталах
Получение ЭП
Перечень необходимых документов:
- Заявление на изготовление электронной подписи.
- Документ, подтверждающий полномочия лица, на имя которого выдается электронная подпись: копия приказа о приеме на работу, заверенная печатью и подписью руководителя, доверенность (если электронная подпись изготавливается на сотрудника).
- В отношении ЭП для ЕГАИС и физических лиц – Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, печатью организации и подписью руководителя или Удостоверяющим центром при предъявлении оригинала.
- Копия паспорта (разворот с фотографией, прописка) уполномоченного лица, заверенная печатью и подписью руководителя или Удостоверяющим центром при предъявлении оригинала.
- Копия СНИЛС лица, на имя которого выдается электронная подпись, заверенная печатью организации и подписью руководителя или Удостоверяющим центром при предъявлении оригинала.
- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, заверенная нотариально, печатью организации и подписью руководителя или Удостоверяющим центром при предъявлении оригинала (по собственной инициативе клиента).
- В отношении ЭП для Росреестра необходимо предоставить копию документа, подтверждающего полномочия лица (в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), на которое изготавливается электронная подпись, заверенную печатью организации и подписью руководителя (для юридического лица) или Удостоверяющим центром (для физического лица).
Мы готовы ответить на все Ваши вопросы.
+7 (3852) 555-799